Статьи

Недостатки использования торкрет-бетона для укрепления склонов

Торкретирование нередко рассматривается в качестве способа укрепления склонов, в частности, откосов и насыпей, расположенных вдоль железных и автомобильных дорог. Однако заказчикам работ приходится мириться с целым рядом недостатков использования набрызг-бетона. В то же время существуют альтернативные технологии укрепления склонов, которые их полностью лишены.

В этой статье мы рассмотрим недостатки только сухого торкретирования. Именно этот метод чаще всего применяется для работ по укреплению насыпей или откосов дорог. Применение мокрого торкретирования затруднено из-за удаленности объектов.

Итак, сухое торкретирование в качестве способа укрепления склонов обладает следующими недостатками:

  • высокий процент отскока – до 26%. В случае если метод торкретирования применяется вдоль железнодорожной линии, отскок может стать причиной повреждения элементов инфраструктуры – например, протянутых над путями электропроводов
  • высокий уровень отходов. Из-за высокого уровня отскока до 26% цементной смеси тут же превращается в отходы, которые не подлежат вторичному использованию, например, для приготовления следующей партии смеси
  • высокий уровень загрязнения и запыленность на месте проведения работ. Для устранения «отходов производства» необходимо проводить регулярную уборку
  • высокие требования к квалификации работников. В отличие от мокрого способа, нанесение торкрет-бетона сухим способом требует высокой квалификации. Мастер должен уметь правильно оценить и отрегулировать соотношение воды и смеси. Причем сделать он это должен непосредственно в ходе нанесения покрытия. Само по себе это недостатком не является. Скорее, это является фактором риска – невысокий уровень квалификации или неправильная оценка может негативно сказаться на прочностных характеристиках покрытия
  • необходимость использовать сложное оборудование. К нему относятся комплексные установки с миксерами принудительного действия, компрессор или бетононасос с комплектом шлангов, рукавов и рабочих сопел. Оборудование требует развертывания и обслуживания
  • необходимость приостановки движения на время проведения работ. Доступ к нуждающемуся в укреплении склону, скорее всего, будет затруднен. Поэтому оборудование придется размещать на путях или на дорожном полотне. Для этого придется приостановить или существенно ограничить движение транспорта. Сделать это придется и по другой причине – из-за высокого процента отскока и запыленности места проведения работ
  • невозможность проводить работы в плохих погодных условиях или при минусовых температурах. Торкретирование обычным раствором невозможно при температуре ниже 5 °С. Оно возможно, лишь если в раствор ввести противоморозные добавки. Но это скажется на стоимости проекта. В сильный дождь усиление торкретированием не производится. Кроме того, в случае сильного дождя необходимо принять меры по защите нанесенного слоя от смывания
  • невозможность использовать набрызг-бетон на труднодоступных участках. Имеются в виду участки дорог, где нет возможности развернуть оборудование
  • низкая скорость проведения работ. Второй слой торкрет-бетона наносится спустя 2 часа. Это время можно сократить до 40 минут, если использовать в растворе специальные добавки. В любом случае торкретирование большого участка склона может занять несколько дней или даже недель. К времени, затраченному непосредственно на торкретирование, необходимо добавить время на разворачивание оборудования и подготовку поверхности. Кроме того, если работы проводились при температуре ниже 5 °С, то после их завершения покрытие необходимо регулярно смачивать на протяжении как минимум 7 суток.

Результат может разочаровать

Но самым большим недостатком применения торкретирования для укрепления склонов может оказаться низкая прочность покрытия. Под давлением грунта, в результате вибраций, сопровождающих движение транспорта (особенно железнодорожного) целостность торкрет-покрытия может быть нарушена, торкрет-бетон пойдет трещинами. В связи с этим возникает необходимость регулярного эксплуатационного обслуживания торкретированных насыпей или откосов, которое включает не только осмотр, но и ремонт.

Повысить прочность покрытия можно с помощью армирования. Обычно этим сопровождается торкретирование бетона и других поверхностей. Однако это значительно повысит стоимость работ.

Альтернативное решение – бетонное полотно

Бетонное полотно Concrete Canvas Бетонное полотно Concrete Canvas Бетонное полотно Concrete Canvas

В настоящее время у торкретирования в качестве способа укрепления склонов появилась более экономичная и надежная альтернатива – бетонное полотно Concrete Canvas.

Бетонное полотно Concrete Canvas представляет собой два слоя ткани с «начинкой» из сухой бетонной смеси. Один из слоев имеет полностью влагонепроницаемую ПВХ-подкладку. После смачивания водой бетонная смесь в течение 1-2 часов застывает, а спустя 24 часа полотно превращается в прочный, армированный текстильными волокнами слой бетона.

Этот материал полностью лишен недостатков набрызг-бетона. Рассмотрим те же самые пункты:

  • отсутствие отскока. Его просто-напросто нет. Concrete Canvas – это готовый рулонный материал
  • полное отсутствие отходов
  • минимальное загрязнение на месте проведения работ. Можно даже сказать, что его вообще нет
  • низкие требования к квалификации работников. По большому счету, от них требуется лишь общий навык укладки рулонных материалов и работы с ручным крепежом и инструментом
  • без использования какого-либо оборудования. Единственное, что может понадобиться, – это бульдозер, кран или экскаватор для закрепления рулонов Concrete Canvas при их развертывании, а также автоцистерна с водой, если поблизости отсутствуют ее источники. Укладка отрезков полотна производится с помощью ручного инструмента
  • работы можно проводить в любых погодных условиях и при минусовых температурах. Бетонное полотно можно укладывать под ливнем. Это никак не скажется на его конечных характеристиках. Есть опыт укладки полотна в условиях минусовых температур в Британской Колумбии. Единственное затруднение, которое может возникнуть при укладке на морозе – это необходимость смачивать полотно теплой водой
  • не требуется приостанавливать движение. В большинстве случаев нет даже необходимости его ограничивать. Укладка бетонного полотна Concrete Canvas происходит очень «компактно»
  • возможность проводить работы даже на труднодоступных участках. Если нет возможности подогнать к участку работ необходимую для развертывания полотна технику, то можно использовать компактные рулоны полотна. Их можно переносить вручную
  • высокая скорость проведения работ. Конкретный пример: на покрытие бетонным полотном 600 м2 вдоль железнодорожной насыпи в муниципалитете Парла, провинция Мадрид (Испания), бригада из нескольких рабочих затратила 1 рабочий день. Пример из дорожной сферы: 6 часов потребовалось бригаде из 3 рабочих на укладку 145 м2 полотна Concrete Canvas для укрепления полностью вертикального склона под мостом на скоростной трассе Вайкато в городе Кембридж (Новая Зеландия). Работы можно считать выполненными непосредственно после укладки полотна. Увлажнение полотна в течение длительного срока не требуется, независимо от того, при какой температуре оно было уложено.

Результат превзойдет ожидания

Полотно Concrete Canvas отличается высокой прочностью. По этому параметру оно значительно превосходит торкрет-покрытие (мы сейчас говорим только об укреплении склонов, а не об усилении торкретированием других поверхностей и конструкций), поскольку является армированным материалом. Армирование обеспечивают текстильные волокна. То есть разрушение покрытия из бетонного полотна невозможно даже при высоких вибрациях и механических нагрузках. Появление трещин и сколов исключено. Покрытие из полотна имеет практически нулевую подвижность. Оно устойчиво как к температурным перепадам, так и к воздействию едких химических веществ и ультрафиолетовому излучению. Поэтому оно не требует никаких дополнительных эксплуатационных расходов.

Все эти преимущества бетонного полотна в итоге положительно сказываются на стоимости проекта. В некоторых случаях использование Concrete Canvas позволяет добиться до 90% экономии материалов и сократить сроки выполнения работ в 10 раз.

В качестве заключения

За рубежом уже имеется большой опыт использования бетонного полотна Concrete Canvas в качестве альтернативы торкретированию. Компании, занимающиеся строительством и обслуживанием железных и автомобильных дорог, предпочитают этот материал торкрет-бетону по трем основным причинам:

  • высокая скорость и низкая стоимость реализации проекта
  • возможность проводить работы в труднодоступных местах
  • высокая прочность покрытия и, как следствие, отсутствие эксплуатационных расходов.

Подробнее узнать о применении бетонного полотна Concrete Canvas для реализации различных проектов можно здесь.

Коментарий (0)
* - обязательные поля
Спасибо, Ваш комментарий будет опубликован после проверки нашими модераторами.
Посетите наш демонстрационный парк

Хотите узнать о нашей компании или продукции больше? Свяжитесь с нами!

Заполните, пожалуйста, эту форму
Приклеить файл
Вы можете отправить нам техническое задание, фотографию объекта, схему, рисунок или иной документ, который дополнительно разъяснит или проиллюстрирует задачу.
Ваши данные не будут переданы третьим лицам